Обратная связь: bankrotstvo@yandex.ru   Телефон: +7(925)339-04-51
Амурская область

Пленум Верховного Суда утвердил постановление о субсидиарной ответственности

Москва. 21 декабря. ИНТЕРФАКС - Пленум Верховного Суда (ВС) РФ в четверг утвердил постановление о субсидиарной ответственности лиц, контролирующих компанию-банкрота. Документ должен способствовать решению проблемы низкой эффективности применения процедур несостоятельности в РФ - кредиторы возвращают себе не более 6,5% от вложенного, следует из данных "Федресурса" (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, bankrot.fedresurs.ru).

Институт субсидиарной ответственности (глава III.2 закона о банкротстве) позволяет взыскивать долги компании-банкрота с ее конечных бенефициаров. Такими бенефициарами (контролирующими лицами) являются не только формально связанные с компанией люди, например, учредитель или совладелец, имеющий право распоряжаться 50% и более голосов при принятии решений общим собранием, генеральный директор и пр. Статус контролирующего лица сопряжен с фактической возможностью давать обязательные для исполнения указания, выражать согласие или иначе определять действия должника, даже если формальной связи нет. Еще одно основание для признания лица контролирующим - это получение актива должника по сделке или по цепочке невыгодных для компании-должника сделок.

Постановление содержит широкий набор оценочных понятий, на основании которых судам предстоит выявлять контролирующих лиц и степень их ответственности, таких как, например, "степень значительности влияния на принятие существенных деловых решений относительно деятельности должника". Однако авторы документа уверены, что это неизбежно. "От оценочных понятий нам не уйти. При возмещении вреда нет такой строгой типизации обычных правонарушений. Каждый правонарушитель придумывает сою схему и живет в своей схеме", - сообщил ранее журналистам судья ВС Иван Разумов. По его словам, разработчики документа хотели не выработать четкие правила, а задать ориентиры. "В каждом конкретном случае у суда будет определенное усмотрение, но и закон исходит из тех же оценочных понятий. Разрешить спор - задача суда, и уйти от судейского усмотрения ни в одном споре невозможно", - считает И.Разумов.

Поиск реального бенефициара компании-должника - сложная задача, поэтому и законодатель, и авторы постановления рассчитывают в этом деле на помощь номинальных директоров, назначенных в компанию-должника для прикрытия. В документе ВС есть принцип смягчения ответственности номиналов, если они укажут на реальных бенефициаров.

Это аналогия сделки со следствием. "Номинальный руководитель (может сообщить) информацию о фактическом теневом директоре, его активах и действиях, которые привели к банкротству. Если установление фактического владельца приведет к восстановлению прав кредиторов, то объем ответственности номинального руководителя перед кредиторами снизится", - говорил И.Разумов.

Вместе с тем разработчики документа понимают, что причина банкротства может быть смешанной - скажутся и объективные, и субъективные факторы. Поэтому постановление разрешает бенефициару, которого привлекают к ответственности, защищаться в суде с помощью ссылок на неблагоприятную рыночную конъюнктуру, финансовый кризис, существенное изменение условий ведения бизнеса и пр. В этих случаях суду предстоит решить, действительно ли внешние факторы усугубили деструктивную роль контролирующего лица, в какой степени, и уменьшить размер взыскания.

Copyright © 1989 - 2017 Интерфакс
Все права защищены
Использованы материалы Новостной ленты "Интерфакс"

Читать полностью →
Россия
Источник: ЕФРСБ
21 Декабря, 2017

О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части совершенствования регулирования защиты прав работников, бывших работников должника в ходе дела о банкротстве

Номер: 340620-7
Дата внесения в ГД: 14 декабря 2017 года
Инициатор: Правительство РФ
Комитеты: Комитет ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (ответственный), Комитет ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (профильный)
Стенограммы выступлений, связанных с данным законопроектом

Последнее событие

Стадия: Предварительное рассмотрение законопроекта, внесенного в Государственную Думу (рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу)
Результат: 21 декабря 2017 года было принято решение включить законопроект в примерную программу; назначить ответственный комитет; подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой; представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту; направить законопроект на заключение в Правовое управление
Документ: Протокол заседания Совета ГД №89

Читать полностью →
Россия
21 Декабря, 2017

О внесении изменений в статью 74-1 Налогового кодекса Российской Федерации

О банковских гарантиях, выдаваемых банками, в отношении которых утвержден план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства

Номер: 327296-7
Дата внесения в ГД: 29 ноября 2017 года
Инициатор: Правительство РФ
Комитеты: Комитет ГД по бюджету и налогам (ответственный), Комитет ГД по финансовому рынку (соисполнитель), Комитет ГД по бюджету и налогам (профильный)
Стенограммы выступлений, связанных с данным законопроектом

Читать полностью →
Россия
21 Декабря, 2017

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

В части повышения эффективности осуществляемых Банком России мер по предупреждению банкротства банков

Номер: 327154-7
Дата внесения в ГД: 29 ноября 2017 года
Инициатор: Правительство РФ
Комитеты: Комитет ГД по финансовому рынку (ответственный), Комитет ГД по финансовому рынку (профильный)
Стенограммы выступлений, связанных с данным законопроектом

Последнее событие

Стадия: Предварительное рассмотрение законопроекта, внесенного в Государственную Думу (рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу)
Результат: 21 декабря 2017 года было принято решение подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой; назначить ответственный комитет; представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту; направить законопроект на заключение в Правовое управление; включить законопроект в примерную программу
Документ: Протокол заседания Совета ГД №89

Читать полностью →
Россия
21 Декабря, 2017

Разработан законопроект о новом порядке исчисления расходов на процедуры банкротства

Разработан законопроект о новом порядке исчисления расходов на процедуры банкротства, сообщил председатель совета Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ) Дмитрий Скрипичников на конференции по банкротству в Ростове-на-Дону.

Документ предлагает, в частности, ввести фиксированный размер суммы, выделяемой на расходы на сопровождение каждой процедуры банкротства, в том числе на вознаграждение арбитражного управляющего. Сумма таких расходов не зависит от сроков процедуры и привязана, в том числе, к размеру бизнеса должника. Объем расходов, который будет установлен в законе, пока обсуждается, при расчете учитываются фактические общие расходы на процедуры банкротства, в том числе превалирующие сейчас так называемые прочие расходы.

Вознаграждение арбитражному управляющему будут выплачивать за удовлетворение не только реестровых требований за счет реализации имущества, но и текущих требований. Полномочия управляющих по поиску имущества и запросу соответствующей информации могут быть расширены.

Законопроект предлагает поменять систему проверки знаний арбитражных управляющих, ввести квалификационный экзамен, который проводит профсообщество. Отсев «мертвых душ» позволит поднять уровень квалификации в профессии, считает Дмитрий Скрипичников.

Полномочия объединения саморегулируемых организаций в сфере контроля и надзора предлагается усилить, а возможность «арбитража» нацобъединений исключить.

В качестве примера эффективной модели глава совета нацобъединения назвал нотариальное сообщество, куда трудно попасть и откуда никто не хочет выпасть.

Законопроект об отмене дисквалификации арбитражных управляющих за любое повторное нарушение в процедурах банкротства граждан также предлагается доработать ко второму чтению, сообщил глава совета нацобъединения. Правки могут сократить число оснований для дисквалификации во всех процедурах, не только банкротства граждан, оставив только один-два состава дисквалификации за повторное нарушение.

Организаторами конференции "Банкротство 2017: изменения, тенденция и арбитражная практика" являются Российский союз саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и Ассоциация "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих" (Ростов-на-Дону). В конференции, которая прошла 15-16 декабря, приняли участие представители законодательной, судебной и исполнительной властей, арбитражные управляющие, представители экспертного сообщества, научных кругов.
 

Читать полностью →
Россия
Источник: ЕФРСБ
18 Декабря, 2017

Банкротство адвоката влечет прекращение полноценной профессиональной деятельности - ФПА

Москва. 18 декабря. ИНТЕРФАКС - Личное банкротство гражданина, являющегося адвокатом, может служить основанием для приостановления этого статуса в связи с неспособностью осуществлять профессиональные обязанности, говорится в разъяснении комиссии Федеральной палаты адвокатов (ФПА) по этике и стандартам, которое утверждено советом палаты от 4 декабря 2017 года. Между тем, адвокатом-банкротом может стать один из самых состоятельных членов корпорации.

Прекращение адвокатской практики, по крайней мере временное, практически неизбежно, если адвокат проходит через процедуру несостоятельности, следует из документа. После введения процедуры реструктуризации долгов гражданин должен предоставлять финансовому управляющему любые сведения об имуществе, обязательствах, кредиторах и пр. "[Это] исключает возможность сохранения режима конфиденциальности в отношении имени, наименования доверителя, условий соглашения об оказании юридической помощи о размере и порядке уплаты гонорара", - говорится в разъяснении.

После введения процедуры финансового оздоровления адвокат также лишается права контролировать собственные финансовые операции и, как следствие, возможности вести полноценную профессиональную деятельность. "Отсутствие права свободно распоряжаться суммами гонорара и средствами, полученными для компенсации расходов адвоката, связанных с исполнением поручения, ограничивает возможность адвоката исполнять перед доверителем обязанности по оказанию юридической помощи, а также [финансовые] обязанности перед органами адвокатского сообщества", - говорится в документе ФПА.

В случае признания банкротом гражданина, обладающего статусом адвоката, соблюдение им при оказании юридической помощи требований законодательства об адвокатуре, в том числе кодекса профессиональной этики становится затруднительным, резюмирует палата. "По этой причине указанные обстоятельства могут служить основанием для приостановления статуса адвоката в связи с его неспособностью осуществлять профессиональные обязанности", - говорится в разъяснении. А если адвокат все же решил продолжать работу, то он обязан уведомить доверителей о банкротстве и получить письменное согласие на прекращение действия адвокатской тайны, считает ФПА.

Само по себе банкротство палата не считает основанием для наказания адвоката. "Задолженность присяжного поверенного есть факт крайне прискорбный, но, однако же, не такой, который сам по себе мог бы служить достаточным поводом к дисциплинарной ответственности", - цитируется в разъяснении дореволюционный документ российской адвокатской корпорации.

Разъяснение является обязательным для всех адвокатских палат и адвокатов.

Минимум один случай начала рассмотрения вопроса о несостоятельности российского адвоката известен. С Дмитрия Якубовского Одинцовский райсуд Московской области взыскал 2,16 млрд рублей - 1,96 млрд рублей неуплаченного налога на доходы физических лиц и 198,8 млн руб. пени. Теперь дело о банкротстве находится на рассмотрении Арбитражного суда Московской области.

Copyright © 1989 - 2017 Интерфакс
Все права защищены
Использованы материалы Новостной ленты "Интерфакс"

Читать полностью →
Россия
Источник: ЕФРСБ
18 Декабря, 2017

ПРОДАВАЯ ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И НМА, БАНКРОТ ДОЛЖЕН ВОССТАНОВИТЬ ЧАСТЬ НДС ПО НИМ

 

В письме от 20.11.17 № 03-07-14/76331 Минфин напомнил, что суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и НМА, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для операций, в том числе, по реализации (передаче) товаров, не признаваемых объектом налогообложения НДС.

Читать полностью →
Россия
Источник: бухвести.рф
15 Декабря, 2017

Регионы могут наделить правом погашать долги по зарплате работодателей-банкротов

16:41 14/12/2017

МОСКВА, 14 дек – РАПСИ. Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект о праве регионов погашать долги по зарплате при банкротстве работодателей, говорится в сообщении нижней палаты парламента. Текст документа опубликован в электронной базе ведомства. 

Изменения предлагается внести в закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Подготовленный проект определяет правовой механизм целевого удовлетворения требований работников о выплате зарплаты или выходных пособий при банкротстве работодателя.

Читать полностью →
Россия
Источник: РАПСИ
14 Декабря, 2017

Госдума РФ приняла в I чтении законопроект о реструктуризации долгов юрлиц

Москва. 14 декабря. ИНТЕРФАКС - Госдума РФ на заседании в среду приняла в первом чтении законопроект, расширяющий практику применения реабилитационных механизмов в отношении юридических лиц. Документ также предусматривает введение новой реабилитационной процедуры - реструктуризации долгов.

Законопроектом предусматривается возможность подачи должником или кредитором в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам рассмотрения которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство.

При этом, если из представленного должником отзыва очевидна невозможность восстановления его платежеспособности, то в отношении должника может быть открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения. "Такой подход позволит сократить сроки и издержки на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, и обеспечить более экономичную и быструю ликвидацию потенциально неплатежеспособных должников", - говорится в пояснительной записке к документу.

Законопроектом детально регламентируется проведение процедуры реструктуризации долгов.

В частности, в течение четырех месяцев с даты введения процедуры реструктуризации долгов должник обязан предложить план реструктуризации долгов. План разрабатывается в целях удовлетворения требований кредиторов и восстановления платежеспособности должника, при этом под восстановлением платежеспособности понимается отсутствие по окончании процедуры реструктуризации долгов не урегулированной в соответствии с планом задолженности.

Срок реализации плана реструктуризации долгов не может превышать четырех лет со дня утверждения его арбитражным судом. Однако по решению собрания кредиторов этот срок может быть продлен, но не более чем еще на четыре года.

"Принятие проекта федерального закона будет способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников, испытывающих временные трудности, но имеющих возможность восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых для этого правовых инструментов", - говорится в пояснительной записке к документу.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 октября 2018 года.

Copyright © 1989 - 2017 Интерфакс
Все права защищены
Использованы материалы Новостной ленты "Интерфакс"

Читать полностью →
Россия
Источник: ЕФРСБ
14 Декабря, 2017

ВС рассмотрит вопрос о возврате средств наследником в конкурсную массу — ПБ «Олевинский, Буюкян и партнеры»

Авторы: Кристина Тихонова, юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры»; Магомед Газдиев, партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры».
18 декабря СКЭС Верховного Суда РФ рассмотрит спор по делу № А63-5751/2014 о возможности признания недействительной сделки по перечислению ООО «НПК «Системы и технологии» 3 000 000 рублей бывшему участнику Конопелько З. А., а также о возврате этих средств в конкурсную массу наследником последнего - Конопелько Д.В.

В преддверии банкротства должник перечислил 3 000 000 руб. бывшему участнику должника Конопелько З.А. с долей участия в уставном капитале 99,988%. Конкурсный управляющий в своем заявлении указал, что, в соответствии со ст. 61.3 Закона о банкротстве, сделка, совершенная должником в течение шести месяцев до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, может быть признана недействительной, если установлено, что кредитору или иному лицу, в отношении которого совершена такая сделка, было известно о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества либо об обстоятельствах, которые позволяют сделать вывод о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества. Предполагается, что заинтересованное лицо знало о неплатежеспособности или недостаточности имущества, если не доказано обратное.

Как следует из фактических обстоятельств дела, Конопелько, являясь участником должника с долей владения в нем в размере 99,98%, признается заинтересованным лицом по отношению к должнику в силу положений ст. 19 Закона о банкротстве, имеющих, в свою очередь, отсылочные нормы к Федеральному закону «О защите конкуренции». Пункт 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции устанавливает, что заинтересованным лицом признается в том числе физическое лицо в силу своего участия в хозяйственном обществе.

В процессе рассмотрения дела в связи со смертью Конопелько З.А. была произведена замена ответчика на его правопреемника Конопелько Д.В., как единственного наследника, принявшего наследственное имущество стоимостью 11 717 148,18 руб.

Конопелько Д.В., являясь правопреемником Конопелько З.А., согласно ст. 1175 ГК РФ отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями п. 1 и 3 ст. 61.3, ст. 61.6 Закона о банкротстве, ст. 167 Гражданского Кодекса РФ, удовлетворили заявление конкурсного управляющего, признали сделку недействительной и применили последствия ее недействительности.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами относительно применения положений ст. 61.3 Закона о банкротстве, однако отменил судебные акты нижестоящих арбитражных судов, указав, что реституционное требование к наследодателю не вошло в состав наследственной массы, так как сделка признана недействительной 14.02.2017 г., а наследство открыто ранее этой даты, а именно 20.04.2015 г., в связи с чем, Конопелько Д.В. не должен нести риск последствий в результате признания сделки недействительной.

Выводы суда кассационной инстанции представляются нам спорными в части применения норм материального права, а именно п. 1 ст. 167 Гражданского Кодекса РФ, согласно которой недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и такая сделка недействительна с момента ее совершения. Арбитражный суд кассационной инстанции, вопреки положениям данной нормы, указал, что данная недействительная сделка, являясь оспоримой, недействительна с момента признания ее таковой судом, как следствие, заявителю необоснованно отказано в удовлетворении его требований.

Пункт 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указывает, что недействительная сделка недействительна с момента ее совершения. Это правило распространяется и на признанную недействительной оспоримую сделку.

Кроме того, конкурсный управляющий обоснованно указывает, что, согласно разъяснениям п. 58 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», принимая наследство, наследник принимает на себя также и риск признания недействительными сделок наследодателя.

Вывод суда кассационной инстанции об обратном, на наш взгляд, создает опасный прецедент, могущий повлечь за собой дисбаланс интересов участников гражданского оборота и злоупотребление правом со стороны наследников.

Нам представляется вероятным, что Судебная коллегия ВС пресечет зарождение такого опасного для правопорядка прецедента и отменит обжалуемое постановление суда кассационной инстанции, удовлетворив, таким образом, вполне обоснованные требования конкурсного управляющего.

Читать полностью →
Россия
Источник: ЕФРСБ
14 Декабря, 2017